Хранитель печати
Таар-лайх!
Элисон Харлан "Мефистофель в ониксе"
Том, включающий в себя три сборника рассказов писателя, логически продолжающий трёхтомное издание сочинений Элисона, предпринятое в 1990-х годах "Полярисом".

В сборнике "Один на один с грядущим" - рассказы о людях как личностях; о тех извечных случаях, когда человек оказывается перед выбором (или выбор - перед человеком, это уж как посмотреть) - Слепая молния"; о вере и неверии (будете ли вы существовать, если никто в вас не будет верить, если и вы на протяжении своей жизни не поверили ни в сон, ни в чох - "Требуется лишь немного веры"); о бесконечном одиночестве - "Попробуй тупым ножом", "Ясноглазый", "Отбросы"", а в конечном итоге - о надежде и ее проявлениях - "Самой тьмы мрачнее".

Сборник "Сердитый леденец" не столь однозначен по содержанию (равно как и по названию). Один из красивейших рассказов в нем - "Паладин потерянного часа" - о времени, о жизни, о судьбе. О сложности принятия решений и о предопределенности. В "Функции сна" автор пытается заглянуть по ту сторону бытия и попробовать понять, связывает ли эти что-то стороны или переход однозначен, непреодолим и разрушает всё, что было раньше. "Шаги" повествуют о нелегких днях вампиров в современном мире. Рассказ "Мягкая обезьянка" оказался самым неприятным для меня; в нем описывается в фантастическом антураже психологический эксперимент по сублимации потребности заботиться. Нити рассказа также затрагивают проблему расовой неприязни. Наконец, "Бег с черной королевой" сюрреалистичен, как и следует ожидать от рассказа, название которого отсылает нас к Льюису Кэрролу, он о попытке догнать и перегнать самого себя, обеспечив себе маленькое и уютное место для существования во всех реальностях - отныне и навек.

Третий сборник - "Мефистофель в ониксе" - напоминает "Книгу вымышленных существ" Борхеса по компоновке, виду произведений и впечатлениям.

В общем и целом - фантастика очень высокого уровня.