Хейли Артур "Вечерние новости"
Роман о принципах и методах работы современных средств массовой информации. ебольшую скидку стоит сделать на то, что он написан в 1990 году, ещё до того, как Интернет завладел сознаниями, но в целом, за исключением способов и сроков получения информации, думается, всё довольно актуально - и в этом истинное мастерство Хейли.
Ну, как следует из названия, речь пойдёт о телепередачах и людях, их делающих, а также, несколько косвенным образом, о людях, стоящих за их спинами, и людях, финансирующих как коррекспондентов, так и людей, стоящих за их спинами. В центре сюжета - похищение людей и противопоставление журналистского расследования расследованию полицейскому. Последнее, впрочем, практически не занимает места в сюжете, встревая всего лишь раза два-три в качестве досадного недоразумения, плюс пару раз - в виде рычага давления.
Что хочется сказать - написано живо, глубоко и жизненно. Не в обиду телевизионщикам будет сказано, но очень хорошо показана "кастовость": "новости - это мы", "мир, такой, как он есть, делаем мы". В целом, верно, конечно. Я, например, помню, был фильм такой ещё "Четвёртая власть", где усилиями корреспондентов разруливались политические вопросы. Смотрел его в конце 90-х, тогда на меня он произвёл очень сильное впечатление.
Что изменилось с того момента (для нашей страны): прессы стало намного больше, в прессе стали публиковаться непроверенные данные, а лучшими новостями на телевидении стали новости трагические, благодаря чему рейтинги передач/каналов практически мгновенно взлетали и достаточно продолжительное время держались на высоте. То есть мы пришли к той самой ситуации, которую описывает Хейли. Я, честно говоря, уже года четыре не смотрю телевизор, поэтому не в курсе, как сейчас подают новости, но есть ощущение, что перекос в сторону "чернухи" остался.
Возвращаясь к роману - похищение, касающееся, к тому же, сотрудника телеканала, становится важнейшей темой событий, к которой искусственно подогревается интерес на протяжении практически месяца. Показан огромный труд, который вкладывается в каждую секунду передачи; кроме того, отлично вырисована вся "кухня", достаточно, кстати, жёстко с морально-этической точки зрения. Ну а тема террора, как известно, в начале уже этого века (также , на мой взгляд, искусственно) давно и прочно занимает первые строчки причин происходящих неприятностей, выступая и прекрасным фоном для отвлечения внимания почтенной публики от иных событий, причин и побуждений. Но это уже больше параноидальное, извинения.
В итоге - мастерски написанный, легко читающийся и в то же время довольно тяжёлый в силу событий, образующих сюжет, роман, приоткрывающий завесу над характерами людей, благодаря которым мы познаем мир через призму голубых экранов.
p.s. По спутанности изложенных впечатлений и попытке коснуться всего - думаю, видно, что роман задевает таки некие струны в душе.